Preview

Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don)

Расширенный поиск

Триботехнические свойства экспериментальных твёрдых сплавов с модифицированной кобальтовой связкой

https://doi.org/10.23947/2687-1653-2022-22-1-50-56

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Работа посвящена исследованию триботехнических характеристик экспериментальных твёрдых сплавов с модифицированной связкой при трении без смазки по труднообрабатываемым в процессе резания материалам — нержавеющей стали и титановому сплаву. Целью исследований является оценка процесса фрикционного взаимодействия для каждой пары трения по ряду параметров и определение на основании установленных трибопоказателей оптимальных сочетаний «экспериментальный твёрдый сплав – конструкционный материал».

Материалы и методы. Трибологические испытания твёрдых сплавов проводились по схеме трения «цилиндр-диск» для различных скоростей скольжения и температур при постоянной нагрузке без применения смазочного материала. Сравнение процесса фрикционного взаимодействия производилось по силе трения, объёмному износу и шероховатости дорожек трения на контртеле. В качестве материалов контртел применялись нержавеющая сталь 12Х18Н9Т и титановый сплав ВТ3-1. Определение устойчивости экспериментальных составов к абразивному виду изнашивания осуществлялось путём измерения поверхностной микротвердости на сканирующем нанотвердомере путём анализа толщины нанесенных индентором царапин.

Результаты исследования. По результатам микроидентирования наибольшей микротвердостью характеризуется экспериментальные сплавы 2.22 (связка 5,65%Со+l,8%Mo+0,6%Ti) и 2.23 (связка 5,1%Со+2,7%Mo+0,61%Ti). Для этих материалов средняя ширина царапины при различных усилиях была минимальна. В ходе трибологических испытаний наилучшие характеристики были зафиксированы для нержавеющей стали в сочетании со сплавом 2.22 и для пары трения «титановый сплав ВТ3-1 — твёрдый сплав 2.23». Процесс трения для этого сочетания материалов характеризуется невысокими коэффициентами трения с низким уровнем флуктуаций, минимальным износом образцов и изменениями начального микрорельефа их поверхностей.

Обсуждение и заключения. В результате исследований установлены оптимальные с точки зрения трибологического взаимодействия пары трения: «титановый сплав ВТ3-1 — твёрдый сплав 2.23» и «нержавеющая сталь 12Х18Н9Т — твёрдый сплав 2.22». Процесс фрикционного взаимодействия для данных сочетаний материалов характеризуется минимальным объёмным износом, что будет способствовать повышению износостойкости инструмента на участках упругого контакта на передней и задней поверхностях.

Для цитирования:


Фоминов Е.В., Шучев К.Г., Алиев М.М. Триботехнические свойства экспериментальных твёрдых сплавов с модифицированной кобальтовой связкой. Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don). 2022;22(1):50-56. https://doi.org/10.23947/2687-1653-2022-22-1-50-56

For citation:


Fominov E.V., Shuchev C.G., Aliev M.M. Tribotechnical properties of experimental hard alloys with modified cobalt binder. Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don). 2022;22(1):50-56. https://doi.org/10.23947/2687-1653-2022-22-1-50-56

Введение. Различные материалы на основе карбида вольфрама, в том числе и твёрдые сплавы (ТС), получили широкое распространение во многих отраслях современного производства благодаря ряду преимуществ в области физико-механических свойств [1–3]. Наибольшая доля (порядка 65 %) применяемых в металлообработке инструментальных режущих материалов (ИРМ) также принадлежит ТС, обеспечивающим высокие скорости резания при обработке различных конструкционных материалов [1][4]. В настоящее время развивается множество направлений, связанных с улучшением эксплуатационных характеристик ТС различными методами [5–7]. Одним из них является создание новых составов связок для карбидных фаз [8–10]. На кафедре «Металлорежущие станки и инструмент» Донского государственного технического университета разработаны экспериментальные твердые сплавы (ЭТС) на базе однокарбидного сплава ВК8 с различными типами модифицированных связок1. Несмотря на то, что кобальт благодаря своим свойствам является наиболее распространённой связкой для WC, применение этого метала экономически невыгодно ввиду его дефицитности и высокой цены. Экспериментальные сплавы характеризуются большими значениями тепловой энтропии модифицированной кобальтовой связки (таблица 1) и, следовательно, меньшими термоэдс по отношению к карбиду вольфрама, что повышает электрохимическую устойчивость этих материалов [10–12]. Среди обрабатываемых с помощью твердосплавного инструмента материалов можно выделить титановоаллюминиевые сплавы и аустенитные нержавеющие стали. За счёт ряда характеристик эти материалы применяются для изготовления деталей в наиболее ответственных областях машиностроения, включая аэрокосмическое, атомное, пищевое и медицинское производства. Обработка резанием титановых сплавов и нержавеющих сталей затруднена в связи с их низкой теплопроводностью, высокими усилиями при резании, а также неудовлетворительными триботехническими характеристиками [13]. В этой связи исследование особенностей фрикционного взаимодействия вновь разрабатываемых ИРМ с упомянутыми материалами является весьма важной актуальной задачей. Учитывая современные экологические и экономические требования к организации производства, обработка этих конструкционных материалов происходит преимущественно в режиме минимальной подачи (MQL — minimum quantity lubrication) или без использования смазывающе-охлаждающих технологических сред (СОТС) [14][15]. Тогда участки контакта ИРМ и материала обрабатываемой заготовки на передней и задней поверхностях режущего инструмента можно рассматривать как трибосистемы, функционирующие в режиме трения без СОТС или в режиме граничного трения. Это не исключает значительную долю металлического контакта. В этом случае на эксплуатационные параметры ИРМ, как элемента пары трения, будут оказывать значительное влияние его триботехнические характеристики в режиме сухого трения.

Настоящее исследование посвящено изучению триботехнических характеристик экспериментальных твёрдых сплавов при сухом трении по труднообрабатываемым резанием материалам, а также определению оптимального с точки зрения фрикционного взаимодействия сочетания «ЭТС — конструкционный материал». Данная работа является частью комплекса исследований физико-механических, трибологических и режущих свойств экспериментальных ТС с модифицированной кобальтовой связкой.

Материалы и методы. В качестве объектов исследования поверхностных механических характеристик выбраны нижеследующие составы ТС (таблица 1). Трибологические испытания проводились на инденторах квадратного сечения (а=5 мм, Ra=0,1–0,12 мкм) из трёх наиболее перспективных составов (2.21, 2.22 и 2.23) на трибометре Т-11(Польша), реализующего схему трения «палец-диск». В ходе проведения опытов фиксировалось изменение силы трения (F, Н) в зависимости от пути трения (L, м). Каждый эксперимент повторялся 3–5 раз, результаты опытов обрабатывались при помощи методов дисперсионного анализа [16]. В качестве материала вращающегося диска (контртела) были выбраны титановый сплав ВТ3-1 и нержавеющая сталь 12Х18Н9Т; шероховатость поверхности этих образцов находилась в пределах Ra 0,12–0,15 мкм.

Таблица 1

Химический состав и термодинамические свойства ЭТС

Исследования проводились при различных скоростях скольжения и температурах при постоянной нагрузке P=20 Н. Масса образцов определялась на весах ЛВ 210-А. Шероховатость дорожек трения на контртеле после проведения экспериментов измерялась на профилометре Abris-PM7 (Россия). Определение динамической микротвёрдости поверхностей ЭТС производилось на сканирующем нанотвердомере NanoSCAN-01 (Россия) путём анализа толщины нанесённых с различным усилием царапин. Исследования изношенных поверхностей образцов ЭТС осуществлялись на инвертированном микроскопе ZEISS Axio Vert. A1.

Результаты исследования. Наименьшая ширина царапин h, нанесённых при различных усилиях Fs, принадлежит сплавам 2.22 и 2.23, связка в которых была модифицирована группой Mo-Ti (таблица 2).

Таблица 2

Ширина царапины h при различных усилиях Fs по результатам склерометрии ЭТС

Таким образом эти материалы характеризуются наибольшей твёрдостью поверхности на микроуровне, что предполагают лучшую устойчивость к абразивному виду изнашивания. Следует отметить, что в этих сплавах при усилиях Fs<15 Н заметных изменений поверхностного микрорельефа не было обнаружено. Наименьшую микротвёрдость по результатам испытаний продемонстрировал состав 2.24.

Для определения и сравнения износостойкости ТС производилось измерение потери массы индентора для каждой величины пути трения L, а затем определялся объёмный износ образцов ΔV (рис. 1, 2).

Рис. 1. Объёмный износ инденторов ЭТС при трении по титановому сплаву ВТ3-1 при температурах: а — 25°С; б — 300°С

Рис. 2. Объёмный износ инденторов ЭТС при трении по нержавеющей стали 12Х18Н9Т при температурах: а — 25оС; б — 300оС.

При трении по титановому сплаву при различных температурах наибольший объёмный износ ΔV наблюдался у сплава 2.22. Наилучшую износостойкость продемонстрировал состав 2.23 (рис. 1). При трении по нержавеющей стали наименьшие значения параметра ΔV были зафиксированы для состава 2.22 (рис. 2). Наибольший объёмный износ в этом случае также принадлежит экспериментальным составам ТС. При комнатной температуре самую высокую интенсивность изнашивания демонстрирует сплав 2.21, а при подогреве зоны трения максимальные значения износа фиксируются для состава 2.23.

Поверхности инденторов из сплавов, продемонстрировавших максимальный объемный износ, характеризуются либо преобладанием изношенных участков, либо изначальная поверхность материала сохраняется только в виде отдельных редких фрагментов. На рис. 3 приведены снимки поверхностей инденторов из сплавов 2.23 и ВК8 после трения по стали 12Х18Н9Т при температуре 300оС для пути трения L=600 м.

Рис. 3. Сравнение поверхностей инденторов сплавов 2.22 (а) и ВК8(б) после трения по нержавеющей стали 12Х18Н9Т (Т=300оС, v=0,3 м/с): 1 — изношенные участки поверхности; 2 — фрагменты исходной поверхности

Поверхность более износостойкого сплава 2.22 имеет пятнистую структуру с преобладанием начальных неизношенных участков (рис. 3 а). Поверхность базового сплава ВК8 характеризуется большим масштабом разрушений, редкие фрагменты исходной поверхности расположены дискретно, их суммарная площадь при этом значительно меньше (рис. 3 б).

Оценка фрикционного взаимодействия пар трения производилась путём сравнения средних значений коэффициента трения fср и его флуктуаций без учёта стадии приработки I (рис. 4 а, б). Сравнение колебаний коэффициента трения осуществлялось по среднеквадратическому отклонению σср этого параметра от fср на стадии установившегося трения II.

Рис. 4. Зависимость коэффициентов трения f от пути L при трении по сплаву ВТ3-1 (Т=25о С, v=0,3 м/с): a — 2.23; в — ВК8: I — стадия приработки; II — стадия стабильного трения

В случае трения по титановому сплаву при различных температурах средние коэффициенты трения и их среднеквадратичные отклонения у всех ЭТС были выше, чем для базовой марки ВК8. Однако, наименьшие значения этих параметров среди экспериментальных составов принадлежат сплаву 2.23 (рис. 4 а).

При трении по стали 12Х18Н9Т как при комнатной температуре, так и с подогревом наибольшие значения параметров fср и σср принадлежат базовому сплаву ВК8 (при 25оС: fср=0,72 и σср=0,048; при 300оС: fср=0,68 и σср=0,032). Минимальные коэффициенты трения и его флуктуации в этой серии опытов были зафиксированы для состава 2.22. При трении без подогрева для этого материала значения оцениваемых параметров составили fср=0,44 и σср=0,025, а при 300оС увеличились до fср=0,57 и σср= 0,029.

Произведено измерение и сравнение средних шероховатостей дорожек трения на контртелах для максимального значения пути трения. При трении по стали 12Х18Н9Т наименьшие значения этого параметра принадлежат сплаву 2.22. При температуре 25оС шероховатость составила Ra2.22=4,12 мкм, при 300оС — Ra2.22=5,12 мкм. Наибольшие значения шероховатости были зафиксированы при трении базового сплава ВК8. При комнатной температуре значение этого параметра составило RaВК8=5,07 мкм, с подогревом зоны трения — RaВК8=5,95 мкм. Высокие значения шероховатости свидетельствуют о том, что фрикционное взаимодействие этого материала с нержавеющей сталью сопровождалось более масштабными разрушениями в процессе образования и разрушением адгезионных и когезионных швов на поверхности материала контртела.

В серии опытов с титановым сплавом ВТ3-1 наилучшие показатели по шероховатости контртел были зафиксированы после трения экспериментального состава 2.23 (Ra2.23=3,35 мкм при 25оС и Ra2.23=4,54 мкм при 300оС). Наибольшие поверхностные разрушения получили образцы после фрикционного взаимодействия со сплавом 2.22. Шероховатость поверхности при трении без подогрева составила Ra2.22=6,88 мкм, с подогревом — Ra2.22=8,07 мкм.

Обсуждение и заключения. В результате исследования трибологических характеристик экспериментальных твёрдых сплавов при трении по труднообрабатываемым материалам установлены наилучшие сочетания с точки зрения фрикционного взаимодействия пары материалов. Для нержавеющей стали 12Х18Н9Т лучшие трибопоказатели были зафиксированы при трении в сочетании со сплавом 2.22, для титанового сплава — с составом 2.23. Процесс трения для данных сочетаний материалов при различных температурах характеризуется минимальным объёмным износом, невысокими коэффициентами трения и меньшим масштабом разрушений поверхностей как твёрдосплавных инденторов, так и контртел из конструкционных материалов.

1. Рыжкин А. А., Месхи Б. Ч., Боков А. И. и др. Твердый сплав на основе карбида вольфрама (варианты): патент 2531332: Рос. Федерация: МПК С22С29/08 № 2012128284/02: заявл. 04.07.2012, опубл. 20.10.2014. Бюл. №29. 6с.

Список литературы

1. Cemented carbide microstructures: A review / J. García, V. C. Ciprés, A. Blomqvist, B. Kaplan // Journal of Refractory Metals and Hard Materials. — 2019. — Vol. 80. — P. 40–68. https://doi.org/10.1016/j.ijrmhm.2018.12.004

2. Ti(C,N) and WC-Based Cermets: A Review of Synthesis, Properties and Applications in Additive Manufacturing / L. Heydari, P. F. Lietor, F. A. Corpas-Iglesias, O. H. Laguna // Materials. — 2021. — Vol. 14. Art. 6786. https://doi.org/10.3390/ma14226786

3. Micromechanical properties of WC-(W, Ti, Ta, Nb) C-Co composites / D. A. Sandoval, J. J. Roa, O. Ther [et al.] // Journal of Alloys and Compounds. — 2019. — Vol. 777. — P. 593–601. https://doi.org/10.1016/j.jallcom.2018.11.001

4. Influence of Cemented Carbide Composition on Cutting Temperatures and Corresponding Hot Hardnesses / J. Pötschke, A. Kroedel, A. Vornberger [et al.] // Materials. — 2020. — Vol. 13. — Art. 4571. https://doi.org/10.3390/ma13204571

5. Analysis of Different Complex Multilayer PACVD Coatings on Nanostructured WC-Co Cemented Carbide / D. Ćorić, M. Šnajdar Musa, M. Sakoman, Ž. Alar // Coatings. — 2021. — Vol. 11. — Art. 823. https://doi.org/10.3390/coatings11070823

6. Siwak, P. Indentation Induced Mechanical Behavior of Spark Plasma Sintered WC-Co Cemented Carbides Alloyed with Cr3 C2 , TaC-NbC, TiC, and VC / P. Siwak // Materials. — 2021. — Vol. 14. — Art. 217. https://doi.org/10.3390/ma14010217

7. Yanju Qian. Microstructure and Properties of Ultrafine Cemented Carbides Prepared by Microwave Sintering of Nanocomposites / Yanju Qian, Zhiwei Zhao // Crystals. — 2020. — Vol. 10. — Art. 507. https://doi.org/10.3390/cryst10060507

8. Investigation on the mechanical properties of WC–Fe–Cu hard alloys / Zhao Zhenye, Lin Jianwei, Tang Huaguo [et al.] // Journal of Alloys and Compounds. — 2015. — Vol. 632. — P. 729–734. https://doi.org/10.1016/j.jallcom.2015.01.300

9. Microstructure evolution of WC grains in WC–Co–Ni–Al alloys: Effect of binder phase composition / Jianzhan Long, Kai Li, Fei Chen [et al.] // Journal of Alloys and Compounds. — 2017. — Vol. 710. — P. 338–348. https://doi.org/10.1016/j.jallcom.2017.03.284

10. Determination of the efficiency of high-entropy cutting tool materials / A. A. Ryzhkin, V. E. Burlakova, D. V. Moiseev [et al.] // Journal of Friction and Wear. — 2016. — Vol. 37. — P. 47–54. https://doi.org/10.3103/S1068366616010153

11. Ryzhkin, A. A. Wear and performance of hard alloys / A. A. Ryzhkin, V. E. Burlakova, A. A. Novikova // Russian Engineering Research. — 2018. — Vol. 38. — P. 438–441. https://doi.org/10.3103/S1068798X18060151

12. Рыжкин, А. А. О связи между износостойкостью и физическими свойствами инструментальных материалов / А. А. Рыжкин, В. В. Илясов // Вестник машиностроения. — 2000. — № 12. — С. 32–40.

13. Grzesik, W. Advanced Machining Processes of Metallic Materials: Theory, Modelling, and Applications, 2th ed. / Grzesik, W. — Elsevier. — 2017. — 578 p.

14. Analysis of Minimum Quantity Lubrication (MQL) for Different Coating Tools during Turning of TC11 Titanium Alloy / Sheng Qin, Zhongquan Li, Guoqiang Guo [et al.] // Materials. — 2016. — Vol. 9. — Art. 804. https://doi.org/10.3390/ma9100804

15. Leppert, T. Residual stresses in surface layer after dry and MQL turning of AISI 316L steel / Tadeusz Leppert, Ru Lin Peng // Production Engineering. — 2012. — Vol. 6. — P. 367–374. https://doi.org/10.1007/s11740-012-0389-3

16. Montgomery, D. C. Design and analysis of experiments. 8th ed. / D. C. Montgomery. — New York: John Wiley & Sons. — 2013. — 612 p.


Об авторах

Е. В. Фоминов
Донской государственный технический университет
Россия

Фоминов Евгений Валерьевич, старший преподаватель кафедры «Инженерная и компьютерная графика», кандидат технических наук

344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



К. Г. Шучев
Донской государственный технический университет
Россия

Шучев Константин Григорьевич, профессор кафедры «Металлорежущие станки и инструменты», кандидат технических наук, профессор

344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



М. М. Алиев
Донской государственный технический университет
Россия

Алиев Мухарбий Магометович, доцент кафедры «Металлорежущие станки и инструменты», кандидат технических наук, доцент

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



Рецензия

Для цитирования:


Фоминов Е.В., Шучев К.Г., Алиев М.М. Триботехнические свойства экспериментальных твёрдых сплавов с модифицированной кобальтовой связкой. Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don). 2022;22(1):50-56. https://doi.org/10.23947/2687-1653-2022-22-1-50-56

For citation:


Fominov E.V., Shuchev C.G., Aliev M.M. Tribotechnical properties of experimental hard alloys with modified cobalt binder. Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don). 2022;22(1):50-56. https://doi.org/10.23947/2687-1653-2022-22-1-50-56

Просмотров: 771


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1653 (Online)