Перейти к:
Исследование износостойкости подшипника скольжения c полимерным покрытием опорного кольца, имеющего канавку
https://doi.org/10.23947/2687-1653-2022-22-4-365-372
Аннотация
Введение. В современных тяжелонагруженных узлах трения широко применяются металлополимерные подшипники с антифрикционными покрытиями, работающими в режиме граничного трения. Их успешное применение обеспечивается вязкоупругой деформацией этих покрытий под нагрузкой. Для перехода от граничного трения к жидкостному необходимо создать несущий гидродинамический клин. В настоящее время применение подшипников скольжения c полимерным покрытием опорного кольца, имеющего канавку, сдерживается отсутствием методики их расчета. Настоящая работа посвящена анализу модели движения микрополярного смазочного материала в рабочем зазоре радиального подшипника скольжения с нестандартным опорным профилем, имеющим на опорной поверхности фторопластсодержащее композиционное полимерное покрытие с канавкой.
Цель исследования — установить зависимость устойчивого гидродинамического режима от ширины канавки на поверхности опорного профиля.
Материалы и методы. Трибологические испытания радиальных подшипников с нестандартным опорным профилем, имеющим на поверхности полимерное покрытие с канавкой, выполнялись на образцах в виде частичных вкладышей (колодок). С помощью уравнения движения смазочного материала, обладающего микрополярными реологическими свойствами, а также уравнения неразрывности получены новые математические модели, учитывающие ширину канавки, полимерное покрытие и нестандартный опорный профиль.
Результаты исследования. Достигнуто существенное расширение возможностей применения на практике расчетных моделей радиальных подшипников скольжения с конструктивными изменениями. Подшипники с полимерным покрытием с канавкой обеспечивают гидродинамический режим смазывания. Полученные результаты позволяют провести оценку эксплуатационных характеристик подшипника: величины гидродинамического давления, нагрузочной способности и коэффициента трения.
Обсуждение и заключения. Конструкция радиального подшипника с полимерным покрытием и канавкой шириной 3 мм на поверхности втулки обеспечила стабильное всплытие вала на гидродинамическом клине, что подтверждается экспериментальными исследованиями. Эксперименты проводились для подшипников скольжения диаметром 40 мм с канавкой шириной 1–8 мм, при скорости скольжения 0,3–3 м/с и нагрузке 4,8–24 МПа.
Ключевые слова
Для цитирования:
Василенко В.В., Кирищиева В.И., Мукутадзе М.А., Шведова В.Е. Исследование износостойкости подшипника скольжения c полимерным покрытием опорного кольца, имеющего канавку. Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don). 2022;22(4):365-372. https://doi.org/10.23947/2687-1653-2022-22-4-365-372
For citation:
Vasilenko V.V., Kirishchieva V.I., Mukutadze M.A., Shvedova V.E. Investigation of the Wear Resistance of a Journal Bearing with Polymer-Coated Grooved Support Ring. Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don). 2022;22(4):365-372. https://doi.org/10.23947/2687-1653-2022-22-4-365-372
Введение. Вопросы обеспечения надежности машин и механизмов являются одними из основных в современной промышленности. Для увеличения ресурса технических устройств разрабатываются новые и совершенствуются уже имеющиеся технологии и методы расчета, повышающие износостойкость, экономические и эксплуатационные характеристики.
Известно, что наиболее частой причиной отказов узлов трения являются износ и неисправность, причем доля отказов доходит до 80 %. Исследования, проводимые в области узлов трения, предлагают применение новых антифрикционных покрытий, современных разновидностей материалов, оригинальных конструктивных особенностей узлов трения.
Изначально при расчетах и проектировании закладываются качества узлов трения, при этом методологии моделирования постоянно развиваются и совершенствуются [1–5]. Параметры, влияющие на узлы трения, постоянно изменяются в соответствии с условиями их работы и материалами, используемыми для получения защитного покрытия на контактных поверхностях [6–10]. При этом возникает потребность в новых методах для адекватного моделирования и экспериментальной проверки полученных моделей.
Из основных результатов работ [11–15] следует, что при образовании вторичных структур фрикционного переноса трибологических процессов в системе «железнодорожный путь — подвижной состав» при реализации технологий металлоплакирования снижается коэффициент трения, износ и улучшаются вибропоглощающие свойства. Установлено, что поперечная деформация твердого тела снижается на 1,5 % и позволяет снизить износ колесных пар и рельсов на непрямых участках, а также повысить тяговую мощность локомотива. При этом продольная деформация твердого тела увеличивается на 60,6 %.
Результаты исследований [16][17] посвящены разработке математической модели радиальных подшипников скольжения конечной длины и демпферов с пористыми конструктивными элементами на поверхности подшипниковой втулки. Полученные результаты исследования позволяют увеличить несущую способность на 20–22 % и снизить коэффициент передачи демпфера на 15–17 %, а коэффициент трения на 13–15 %.
В работе1 показано, что использование легкоплавкого покрытия на поверхности подшипниковой втулки в качестве дополнительного смазочного материала с учетом его реологических свойств и расплава покрытия, обладающих истинновязкими реологическими свойствами, увеличивает время работы подшипников в гидродинамическом режиме трения на 10–12 % и предотвращает аварийный недостаток смазочного материала [18].
Для установления рационального сочетания состава металлических сплавов для покрытий подвижных и неподвижных контактных поверхностей трибоузлов и типа смазочного материала в работах [19–21] разработаны расчетные модели, которые обеспечивают наиболее эффективный режим гидродинамического смазывания как в штатном, так и в аварийном режиме при «голодном смазывании». В результате установлено, что степень улучшения для нагрузочной способности составляет 26,2 %, для коэффициента трения — 12,8 %.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости разработки новых расчетных моделей подшипников, либо повышении точности уже имеющихся. Особенностью полученных авторами расчетных моделей подшипников скольжения является обобщение в едином блоке целого комплекса дополнительных факторов, рассматриваемых ранее только индивидуально.
Цель исследования — установление закономерностей устойчивого гидродинамического режима за счет ширины канавки на поверхности опорного профиля путем нанесения полимерного покрытия.
Постановка задачи. Изучается ламинарное течение микрополярной жидкости в зазоре радиального подшипника между цапфой и нестандартным опорным профилем, на котором находится полимерное покрытие с канавкой. При этом скорость вращения цапфы равняется Ω, а скорость втулки равняется нулю в условиях адиабатического процесса.
Движение микрополярной смазки задается общеизвестным уравнением в приближении «для тонкого слоя» и уравнением неразрывности:
(1)
В полярной системе координат (рис. 1) с полюсом в центре подшипниковой втулки уравнение контура цапфы, подшипниковой втулки с некруговым профилем опорной поверхности и подшипниковой втулки с нестандартным опорным профилем, на котором находится полимерное покрытие, зададим в виде:
(2)
Рис. 1. Радиальный подшипник, имеющий на опорной поверхности полимерное покрытие с канавкой (рисунок авторов)
Общепринятые граничные условия с точностью до членов O(ε2):
(3)
Для того, чтобы сделать решение более простым, перейдем к безразмерным величинам:
(4)
При учете (4), уравнения (1) и (3) преобразуются в систему безразмерных уравнений с соответствующими граничными условиями, но следует учитывать условие постоянства расхода смазочного материала:
(5)
(6)
где
Решение задачи (5) с учетом граничных условий (6) ищем по известному методу [20][21] в виде:
(7)
где
Для гидродинамического давления и поля скоростей получим следующие аналитические выражения:
(8)
Определяя несущую способность и силу трения используем следующие формулы:
(9)
Численный анализ (9) был проведен при следующих диапазонах значений: (θ2 – θ1) = 5,74–22,92 (ширина канавки), d = 40 мм; V = 0,3–3 м/с; σ = 4,8–24 МПа; μ0 = 0,0707–0,0076 Н∙с/м2 (масло МС-20).
Проведение эксперимента. Экспериментальное исследование состоит из:
- верификации разработанной расчетной модели;
- комплекса экспериментальных исследований подшипника с новой разработанной конструкцией опорной поверхности подшипниковой втулки.
Эксперимент был проведен на модернизированной машине трения ИИ 5018 с использованием образцов в виде частичных вкладышей. Колодки вырезались из кольцевой заготовки по центральному углу, равному 60 °. На их рабочие поверхности наносились полимерные покрытия и канавки вдоль оси трибосопряжения на глубину покрытия. Кроме того, колодки имели отверстия для термопар.
Результаты исследования. В результате теоретического исследования установлено, что несущая способность подшипника скольжения с полимерным покрытием поверхности подшипниковой втулки, содержащим канавку, а также адаптированным к условиям трения профилем опорной поверхности, была повышена на 8–9 %, а коэффициент трения снижен на 7–8 % (таблица 1).
Таблица 1
Результаты теоретического исследования поверхности опорного кольца с фторопластсодержащим композиционным полимерным покрытием
В результате экспериментального исследования после двухминутной переработки был получен устойчивый гидродинамический режим. Нагрузка увеличивалась в пять раз с одинаковым интервалом (таблица 2).
Таблица 2
Результаты экспериментального исследования поверхности опорного кольца с фторопластсодержащим композиционным полимерным покрытием
Результаты исследования подтверждают эффективность разработанных теоретических моделей и доказывают преимущество исследованных подшипников скольжения перед существующими за счет повышения нагрузочной способности и снижения коэффициента трения.
Обсуждение и заключения. Теоретическим исследованием определено необходимое сечение маслоподдерживающих канавок для выхода в режим гидродинамического смазывания при заданной нагрузке. Затем, после установления параметров канавок, разработана расчетная модель, описывающая работу подшипника в гидродинамическом режиме для микрополярного смазочного материала, учитывающая адаптированный к условиям трения опорный профиль.
В исследуемой конструкции при вращении вала в канавке возникает циркуляционное движение смазочного материала. Возникающая при этом сила приподнимает вал и в появившемся зазоре образуется гидродинамический клин.
В соответствии с поставленной целью обоснована общая методика экспериментальных исследований как по классическим однофакторным, так и по полнофакторным планам.
Выводы.
- В результате исследования достигнуто существенное расширение возможностей применения на практике расчетных моделей радиального подшипника скольжения с полимерным покрытием, имеющим канавку, позволяющих провести оценку эксплуатационных характеристик: величины гидродинамического давления, нагрузочной способности и коэффициента трения.
- Применение исследованных радиальных подшипников скольжения с канавкой шириной 3 мм значительно повышает их нагрузочную способность (на 8–9 %) и снижает коэффициент трения (на 7–8 %).
- Конструкция радиального подшипника с полимерным покрытием и канавкой шириной 3 мм обеспечивает стабильное всплытие вала на гидродинамическом клине.
Условные обозначения
— компоненты вектора скорости смазочной среды;
— скорость частиц в микрополярной среде;
— радиус вала; r1 — радиус подшипниковой втулки; h̃ — высота канавки; е — эксцентриситет; ε — относительный эксцентриситет;
— конструктивный параметр подшипника со стандартным опорным профилем;
— конструктивный параметр подшипника с адаптированным профилем;
— конструктивный параметр, характеризующий канавку; pg — давление на торцах интервала; θ1 и θ2 — соответственно угловые координаты канавки; u*(θ) и v*(θ) — известные функции, обусловленные наличием полимерного покрытия на поверхности подшипниковой втулки.
1. Лагунов Е. О., Мукутадзе В. А. Радиальные подшипники скольжения, обусловленные расплавом // Труды IV Международной научно-технической конференции «ПРОМ-ИНЖИНИРИНГ». Челябинск : Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет). 2018. С. 56–62.
Список литературы
1. Polyakov, R. The Method of Long-Life Calculation for a Friction Couple “Rotor – Hybrid Bearing” / R. Polyakov, L. Savin // Proc. 7th Int. Conf. on Coupled Problems in Science and Engineering, Coupled Problems. — Rhodes Island : International Center for Numerical Methods in Engineering. — 2017. — P. 433–440.
2. Поляков, Р. Н. Математическая модель бесконтактного пальчикового уплотнения с активным управлением зазором / Р. Н. Поляков, Л. А. Савин, А. В. Внуков // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. — 2018. — № 1 (327). — С. 66–71.
3. Predictive Analysis of Rotor Machines Fluid-Film Bearings Operability / R. Polyakov, S. Majorov, I. Kudryavcev, N. Krupenin // Vibroengineering PROCEDIA. — 2020. — Vol. 30. — P. 61–67. doi: 10.21595/vp.2020.21379
4. Исследование вязкоупругих и адгезионно-прочностных свойств и разработка эффективных вибропоглощающих композиционных полимерных материалов и покрытий машиностроительного назначения / С. С. Негматов [и др.] // Пластические массы. — 2020. — № 7–8. — С. 32–36. doi: 10.35164/0554-2901-2020-7-8-32-36
5. Application of Artificial Neural Networks to Diagnostics of Fluid-Film Bearing Lubrication / E. P. Kornaeva, A. V. Kornaev, Yu. N. Kazakov, R. N. Polyakov // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. — 2020. — Vol. 734. — Art. 012154. doi: 10.1088/1757-899X/734/1/012154
6. Shutin, D. V. Active Hybrid Bearings as Mean for Improving Stability and Diagnostics of Heavy Rotors of Power Generating Machinery / D. V. Shutin, R. N. Polyakov // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. — 2020. — Vol. 862. — Art. 032098. doi: 10.1088/1757-899X/862/3/032098
7. Analysis of Factors Affecting the Strength of Fixed Bonds Assembled Using Metal-Polymer Compositions / V. E. Zinoviev, P. V. Kharlamov, N. V. Zinoviev, R. A. Kornienko // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. — 2020. — Vol. 900. — Art. 012009. doi: 10.1088/1757-899X/900/1/012009
8. Харламов, П. В. Мониторинг изменений упруго-диссипативных характеристик для решения задач по исследованию трибологических процессов в системе «железнодорожный путь – подвижной состав» / П. В. Харламов // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. — 2021. — № 1 (81). — С. 122–129. doi: 10.46973/0201-727X_2021_1_122
9. Глушко, С. П. Исследование технологии электроискрового нанесения покрытий, легирования и упрочнения / С. П. Глушко // Advanced Engineering Research. — 2021. — Т. 21, № 3. — С. 253–59. — doi: 10.23947/2687-1653-2021-21-3-253-259
10. Формирование качества поверхностного слоя при абразивной обработке полимеркомпозитных материалов / М. А. Тамаркин [и др.] // Advanced Engineering Research. — 2020. — Т. 20, № 3. — С. 235–242. doi: 10.23947/2687-1653-2020-20-3-235-242
11. Харламов, П. В. Применение физико-химического подхода для изучения механизма образования вторичных структур фрикционного переноса на поверхности контртела / П. В. Харламов // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. — 2021. — № 3 (83). — С. 37–45. doi: 10.46973/0201-727X_2021_3_37
12. Харламов, П. В. Исследование образования вторичных структур фрикционного переноса на поверхности стальных образцов при реализации технологии металлоплакирования / П. В. Харламов // Сборка в машиностроении, приборостроении. — 2021. — № 12. — С. 556–560. URL: https://www.mashin.ru/eshop/journals/sborka_v_mashinostroenii_priborostroenii/?j_author=%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%20%D0%9F.%D0%92.
13. Металлоплакирование рабочих поверхностей трения пары «колесо – рельс» / В. В. Шаповалов [и др.] // Трение и износ. — 2020. — Т. 41, № 4. — С. 464–474. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43936914
14. Повышение эффективности фрикционной системы «колесо – рельс» / В. В. Шаповалов [и др.] // Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. — 2019. — Т. 78, № 3. — С. 177–182. doi: 10.21780/2223-9731-2019-78-3-177-182
15. Improving the Efficiency of the Path-Rolling Stock System Based on the Implementation of Anisotropic Frictional Bonds / V. V. Shapovalov, V. I. Kolesnikov, P. V. Kharlamov [et al.] // IOP Conference Series : Materials Science and Engineering. — 2020. — Vol. 900. — Art. 012011. doi: 10.1088/1757-899X/900/1/012011
16. Kolesnikov, I. V. Ways of Increasing Wear Resistance and Damping Properties of Radial Bearings with Forced Lubricant Supply: ICIE 2018 / I. V. Kolesnikov, A. M. Mukutadze, V. V. Avilov // In: Proc. 4th Int. Conf. on Industrial Engineering. — 2019. — P. 1049–1062. doi: 10.1007/978-3-319-95630-5_110
17. Демпфер с пористым элементом для подшипниковых опор / К. С. Ахвердиев [и др.] // Трение и износ. — 2016. — Т. 37, № 4. — С. 502–509.
18. Гидродинамический расчет радиального подшипника, смазываемого расплавом легкоплавкого покрытия при наличии смазочного материала / К. С. Ахвердиев [и др.] // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. — 2017. — № 2 (66). — С. 129–135.
19. Mathematical Model for a Lubricant in a Sliding Bearing with a Fusible Coating in Terms of Viscosity Depending on Pressure under an Incomplete Filling of a Working Gap / D. U. Khasyanova, M. A. Mukutadze, A. M. Mukutadze, N. S. Zadorozhnaya // Journal of Machinery Manufacture and Reliability. — 2021. — Vol. 50. — P. 405–411. doi: 10.3103/S1052618821050083
20. Mukutadze, M. A. Mathematical Model of a Lubricant in a Bearing with a Fusible Coating on the Pilot and Irregular Slider Profile / M. A. Mukutadze, E. O. Lagunova // In: Proc. 7th Int. Conf. on Industrial Engineering (ICIE 2021). — 2022. — P. 834–840. doi: 10.1007/978-3-030-85233-7_97
21. Хасьянова, Д. У. Повышение износостойкости радиального подшипника скольжения, смазываемого микрополярными смазочными материалами и расплавами металлического покрытия / Д. У. Хасьянова, М. А. Мукутадзе // Проблемы машиностроения и надежности машин. — 2022. — № 4. — С. 46–53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48659076
Об авторах
В. В. ВасиленкоРоссия
Владимир Владимирович Василенко, начальник учебной части, преподаватель, заместитель начальника центра
кафедра «Железнодорожные войска»
Военный учебный центр
344038
пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, д. 2
Ростов-на-Дону
В. И. Кирищиева
Россия
Виктория Игоревна Кирищиева, аспирант
кафедра «Высшая математика»
344038
пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, д. 2
Ростов-на-Дону
М. А. Мукутадзе
Россия
Мурман Александрович Мукутадзе, заведующий кафедрой, доктор технических наук, профессор
кафедра «Высшая математика»
344038
пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, д. 2
Ростов-на-Дону
ScopusID
В. Е. Шведова
Россия
Валентина Евгеньевна Шведова, аспирант
кафедра «Высшая математика»
344038
пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, д. 2
Ростов-на-Дону
Рецензия
Для цитирования:
Василенко В.В., Кирищиева В.И., Мукутадзе М.А., Шведова В.Е. Исследование износостойкости подшипника скольжения c полимерным покрытием опорного кольца, имеющего канавку. Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don). 2022;22(4):365-372. https://doi.org/10.23947/2687-1653-2022-22-4-365-372
For citation:
Vasilenko V.V., Kirishchieva V.I., Mukutadze M.A., Shvedova V.E. Investigation of the Wear Resistance of a Journal Bearing with Polymer-Coated Grooved Support Ring. Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don). 2022;22(4):365-372. https://doi.org/10.23947/2687-1653-2022-22-4-365-372