Об исследовании математической модели успешности обучения и создании базы психологических данных для апробации модели
Аннотация
Представлена математическая модель успешности обучения, основанная на методе факторного анализа. В качестве факторов этого метода рассматриваются психологические характеристики студентов, полученные в результате проведённого эксперимента. В качестве результирующего признака выбрана успеваемость студентов, которая определялась по экзаменационной ведомости. Психологический эксперимент проводился в группах студентов ДГТУ специальности 030300 с помощью 16-факторного теста Р. Б. Кеттелла. Результаты проведённого тестирования позволили составить достаточно полный «психологический портрет» студентов второго курса, который послужил хорошей базой данных для последующего построения математической модели успешности обучения. Для расчёта модели применялся двухфакторный дисперсионный анализ. Каждая бинарная пара факторов разбита на две градации: низкий уровень — высокий уровень. Приведён пример расчёта модели, проведён анализ влияния различных пар факторов и их сочетаний на успешность обучения. Имея достаточно полную базу данных, можно использовать представленную модель и, выявив закономерности, облегчить преподавателям и студентам процесс образования.
Об авторах
Галина Викторовна БелушкинаРоссия
Марина Владимировна Васильченко
Россия
Наталья Александровна Лопаткина
Россия
Ольга Эльфатовна Хафизьянова
Россия
Список литературы
1. Белушкина, Г. В. Математическая модель успешности обучения студентов-психологов / Г. В. Белушкина // Интегро-дифференциальные операторы и их приложения : сб. науч. трудов Дон. гос. техн. ун-та. — Ростов-на-Дону, 2007. — Вып. 6. — С. 11–17.
2. Бочаров, П. П. Теория вероятностей. Математическая статистика / П. П. Бочаров, А. В. Печинкин. — Москва : Гардарика, 1998. — 326 с.
3. Cattell, R. B. Handbook for the Sixteen Personality Factor Questionnaire (16PF) / R. B. Cattell, H. W. Eber, M. M. Tatsuora. — Champaign, Illinois : Institute for Personality and Ability Testing, 1970.
4. Романова, Е. С. Психодиагностика / Е. С. Романова. — Москва : Питер, 2006. — 400 с.
5. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. — Санкт-Петербург : Речь, 2001. — 346 с.
Рецензия
Для цитирования:
Белушкина Г.В., Васильченко М.В., Лопаткина Н.А., Хафизьянова О.Э. Об исследовании математической модели успешности обучения и создании базы психологических данных для апробации модели. Вестник Донского государственного технического университета. 2013;13(5-6):44-52. https://doi.org/10.12737/1279
For citation:
Belushkina G.V., Vasilchenko M.V., Lopatkina N.A., Khafizyanova O.E. ON STUDY OF TRAINING SUCCESS MATHEMATICAL MODEL AND OF CREATING PSYCHOLOGICAL DATABASE FOR MODEL TESTING. Vestnik of Don State Technical University. 2013;13(5-6):44-52. (In Russ.) https://doi.org/10.12737/1279