Preview

Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don)

Расширенный поиск

Формирование идентичности в полиэтническом образовательном пространстве: вызовы мультикультуризма и историческое сознание

Полный текст:

Аннотация

Освещена проблема формирования этнической идентичности в условиях современных глобализационных процессов. Анализируются исторические предпосылки различных стратегий национальной идентификации, их кризис во 2-й половине ХХ века, появление доктрины мультикультурализма как ответ на возрастающую этническую сегментацию западных обществ. В качестве ключевого инструмента формирования идентичности рассматривается влияние на историческое сознание через преподавание гуманитарных дисциплин.

Об авторах

Вера Васильевна Богуславская
Донской государственный технический университет
Россия


Роман Игоревич Хандожко
Донской государственный технический университет
Россия


Список литературы

1. Солодухина Т.К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе (На материале Республики Бурятия): дис. ... д-ра пед. наук. / Т.К. Солодухина // М., 2005.

2. Яременко С.Н. Иллюзии идентичности человека / С.Н. Яременко // Вестн. Донск. гос. техн. ун-та. – 2009. – Т. 9. – № 2 (41). – С. 344–355.

3. Шаншиева Л.Н. Введение / Л.Н. Шаншиева // Страны Восточной Европы в поисках новой идентичности: сб. науч. тр. – М.: ИНИОН РАН, 2006. – С. 5–9.

4. Скородумова О.Б. Национально-культурная идентичность в России в условиях становления информационного общества / О.Б. Скородумова // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». – 2010. – № 4.

5. Миллер А.И. Империя Романовых и национализм: Эссе по методологии исторического ис-следования / А.И. Миллер. – М.: Новое литературное обозрение, 2008. – 248 c.

6. Wayland S.V. Immigration, Multiculturalism and National Identity in Canada / S.V. Wayland // International Journal on Group Rights. – 1997. – №. 5. – P. 33–58.

7. Sarrazin T. Deutschland schafftsich ab. WiewirunserLandaufs Spiel setzen / T. Sarrazin. – Munchen: Deutsche Verlags-Anstalt, 2010. – 464 S.

8. Информационный центр Со¬вета Европы. Белая книга по межкультурному диалогу: Жить вместе в равном достоинстве. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.coe.ru/publication/epublication/ebook/whitepaper_russian.pdf (дата обращения: 02.06.2011).

9. The official site of the Prime Minister's Of¬fice. PM’s speech at Munich Security Conference. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.number10.gov.uk/news/speeches-and-transcripts/2011/02/pms-speech-at-munich-security-conference-60293 (дата обращения: 02.06.2011).

10. Президент Рос¬сии: сайт. Заседание президиума Госсовета о мерах по укреплению межнационального согласия. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://state.kremlin.ru/state_council/10312 (дата обращения: 02.06.2011).

11. Valenta M. Multiculturalism and the politics of bad memories // Open Democracy: Free Thinking for the World. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.opendemocracy.net/markha-valenta/multiculturalism-and-politics-of-bad-memories (дата обращения: 02.06.2011).

12. Мерзлякова И.Л. Роль исторического сознания в процессе межкультурной коммуникации / И.Л. Мерзлякова // Вестн. Донск. гос. техн. ун-та. – 2009. – Т. 9. – № 4(43). – С. 763–766.

13. Образ Iншого в сусiднiх iсторiях: мiфи, стереотипии, науковiiнтерпретацiї (Матерiали мiжнародноїнаукової конференцiї, Київ, 15-16 грудня 2005 року) / Упорядникi наук. ред. Г.В. Касьянов. – Київ: НАН України, Iнститутiсторiї України, 2008. – 264 c.

14. Jay G.S. The End of “American” Literature: Toward a Multicultural Practice / G.S. Jay // College English. – 1991. – Vol. 53.– № 3. – P. 264–281.

15. Jay G.S. Taking Multiculturalism Personally: Ethnos and Ethos in the Classroom / G.S. Jay // American Literary History. – 1994. – Vol. 6. – № 4. – P. 613–632.

16. Шнирельман В.А. Очарование седой древности: Мифы о происхождении в современных школьных учебниках / В.А. Шнирельман // Неприкосновенный запас. – 2004. – №5 (37). – С. 79–87.

17. Шнирельман В.А. «Патриотическое воспитание»: этнические конфликты и школьные учебники истории / В.А. Шнирельман // Расизм в языке образования. – СПб.: Алетейя, 2008. – С. 88–114.

18. Mazlish B. The New Global History / B. Mazlish. – New York: Routledge, 2006. – 144 p.

19. Ионов И.Н. Новая глобальная история и постколониальный дискурс / И.Н. Ионов // История и современность. – 2009. – № 2. – C. 33–60.

20. Высоцкая Н.И. Африка в поисках идентичности / Н.И. Высоцкая // Восток (Oriens). – 2005. – №3. – С. 50–60.

21. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. – М.: Наука, 1983.

22. Кадацких И.Ю. Особенности этнокультурного Я в структуре самосознания личности студентов / И.Ю. Кадацких // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – Кострома, 2008. – Т.14. (Серия: Педагогика. Психология. Ювенология. Социокинетика). – №3. – С.191-196.

23. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. – М.: Смысл, 1998. – 389с.

24. Стефаненко Т.Г. Методы исследования этнических стереотипов / Т.Г. Стефаненко. – М., 1993.

25. Афанасьева А.Б. Реализация структурной модели этнокультуры в современном российском этнокультурном образовании // Реальность этноса. Педагогическое образование как важнейший фактор сохранения и развития культуры северных народов. Мат-лы IX Междунар. науч.-практ. конф. / Под науч. рук. П.Л. Набока. – СПб., 2007.


Рецензия

Для цитирования:


Богуславская В.В., Хандожко Р.И. Формирование идентичности в полиэтническом образовательном пространстве: вызовы мультикультуризма и историческое сознание. Вестник Донского государственного технического университета. 2011;11(6):901-910.

For citation:


Boguslavskaya V.V., Khandozhko R.I. IDENTITY CONSTRUCTION IN POLYETHNIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT: CHALLENGES OF MULTICULTURALISM AND HISTORICAL CONSCIOUSNESS. Vestnik of Don State Technical University. 2011;11(6):901-910. (In Russ.)

Просмотров: 236


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1653 (Online)