Preview

Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don)

Расширенный поиск

«Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don)» — рецензируемый научно-практический журнал — создан в целях информирования читательской аудитории о новейших достижениях и перспективах в области механики, машиностроения, информатики и вычислительной техники. Издание является форумом для сотрудничества российских и иностранных ученых, способствует сближению российского и мирового научно-информационного пространства.

Приоритетно публикуются работы в области теоретической и прикладной механики, машиностроения и машиноведения, трения и износа, а также посвященные методам контроля и диагностики в машиностроении, вопросам сварочного производства. Наряду с обсуждением общемировых трендов в указанных областях уделяется внимание региональным исследованиям, в том числе вопросам математического моделирования, численных методов и комплексов программ, математического и программного обеспечения вычислительных систем, проблемам в области информационных технологий.

Все статьи публикуются на русском и английском языке и проходят процедуру рецензирования.

Журнал включен в перечень рецензируемых научных изданий, в котором должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (Перечень ВАК, II категория) по следующим научным специальностям:

1.1.7 - Теоретическая механика, динамика машин (технические науки)

1.1.8 - Механика деформируемого твердого тела (технические науки)

1.1.8 - Механика деформируемого твердого тела (физико-математические науки)

1.1.9 - Механика жидкости, газа и плазмы (технические науки)

1.2.2 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ (технические науки)

2.3.1 - Системный анализ, управление и обработка информации, статистика (технические науки)

2.3.3 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (технические науки)

2.3.5 - Математическое и программное обеспечение вычислительных систем, комплексов и компьютерных сетей (технические науки)

2.3.7 - Компьютерное моделирование и автоматизация проектирования (технические науки)

2.3.7 - Компьютерное моделирование и автоматизация проектирования (физико-математические науки)

2.3.8 - Информатика и информационные процессы (технические науки)

2.5.2 - Машиноведение (технические науки)

2.5.3 - Трение и износ в машинах (технические науки)

2.5.5 - Технология и оборудование механической и физико-технической обработки (технические науки)

2.5.6 - Технология машиностроения (технические науки)

2.5.8 - Сварка, родственные процессы и технологии (технические науки)

2.5.9 - Методы и приборы контроля и диагностики материалов, изделий, веществ и природной среды (технические науки)

2.5.10 - Гидравлические машины, вакуумная, компрессорная техника, гидро- и пневмосистемы (технические науки)

Редакционная политика журнала в своей работе опирается на традиционные этические принципы российской научной периодики, поддерживает кодекс этики научных публикаций, сформулированный комитетом по этике научных публикаций (Россия, Москва), соблюдает этические нормы работы редакторов и издателей, закрепленные в кодексе поведения и руководящих принципах наилучшей практики для редактора журнала (Code of Conduct and Best Practice Guidelines for Journal Editors), кодексе поведения для издателя журнала (Сode of Conduct for Journal Publishers), разработанные комитетом по публикационной этике — Commitee on publication ethics (COPE).

Адресован журнал тем, кто разрабатывает стратегические направления развития современной науки — ученым, аспирантам, инженерно-техническим работникам, научным сотрудникам институтов, преподавателям-практикам.

О журнале

С сентября 2020 г. научный журнал «Вестник Донского государственного технического университета» (ISSN 1992-5980) изменил своё название.

Новое название журнала – «Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don)» (eISSN 2687-1653);

Журнал «Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don)» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 07 августа 2020 года (выписка из реестра зарегистрированных средств массовой информации ЭЛ №ФС 77-78854 — электронное издание).

Все статьи журнала имеют зарегистрированный в системе CrossRef индекс DOI.

Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Российская Федерация, https://donstu.ru/

eISSN 2687-1653

Год основания журнала: 1999.

Периодичность: 4 выпуска в год (30 марта, 30 июня, 30 сентября, 30 декабря).

Распространение: Российская Федерация.

Журнал «Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don)» принимает к публикации: оригинальные, обзорные статьи, исследования, которые ранее не были опубликованы.

Веб-сайт: https://www.vestnik-donstu.ru/

Главный редактор: Бескопыльный Алексей Николаевич, доктор технических наук, профессор (Ростов-на-Дону, Россия).

Язык: русский, английский.

Ключевые характеристики: индексирование, рецензирование.

История лицензирования: Журнал использует Международную лицензию Creative Commons Attribution 4.0 (CC BY).

 

 

Текущий выпуск

Том 25, № 2 (2025)
Скачать выпуск PDF | PDF (English)

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

Представлено аналитическое решение для расчета коэффициента сосредоточенности тепла при биметаллизации. Моделирование теплового источника показывает преимущества экспоненциальной функции для расчета плотности теплового потока. Исследование улучшает контроль температуры на границе раздела материалов в процессе наплавки втулок. Полученные результаты способствуют повышению точности температурных полей и качества биметаллических композиций. Новые методы позволят сократить зависимость от экспериментальных данных в процессе биметаллизации.

83-90 136
Аннотация

Введение. Технология центробежной биметаллизации с применением независимой осесимметричной электрической дуги становится всё более значимой ввиду высокой потребности в улучшении качества биметаллических композиций, используемых в производстве подшипников скольжения, гильз для цилиндров гидромашин и элементов пар трения в двигателях внутреннего сгорания. Имеющиеся исследования в этой области подчеркивают необходимость более глубокого изучения особенностей тепловых процессов, связанных с этой технологией. В современной научной литературе недостаточно полно раскрыты вопросы, касающиеся контроля температуры на границе раздела материалов, и имеющийся пробел в представлении о поведении биметаллических соединений в условиях нагрева тормозит внедрение этой технологии в промышленное производство. Цель данного исследования — проведение аналитического моделирования теплового источника в виде осесимметричной электрической дуги для определения коэффициента сосредоточенности тепла и снижения доли экспериментальных данных в модели теплового процесса, что позволит повысить ее универсальность. Задачи, вытекающие из поставленной цели, заключаются в сравнении результатов расчета эффективной плотности теплового потока по двум различным выражениям (с использованием тригонометрической и экспоненциальной функций), а также в оценке распределения теплового потока осесимметричной дуги по внутренней поверхности втулок (это необходимо для установления зависимости между температурой наружной поверхности наплавляемой втулки и температурой на границе раздела материалов).

Материалы и методы. Прямой контроль температуры на границе раздела материала основы и наплавляемого слоя является затруднительным, однако возможно осуществить косвенный контроль с помощью температуры наружной поверхности. Для определения зависимости между температурой наружной поверхности наплавляемой втулки (заготовки) и температурой на её внутренней поверхности, то есть на границе раздела материала основы и наплавляемого слоя, были проведены моделирование теплового источника и оценка распределения теплового потока осесимметричной электрической дуги по внутренней поверхности втулки.

Результаты исследования. В ходе работы получено аналитическое выражение для определения коэффициента сосредоточенности тепла, k = 0,945 / R21, который необходим для расчёта параметров электрической дуги с учётом распределения эффективной тепловой мощности в пятне нагрева по экспоненциальной зависимости. Для моделирования теплового источника процесса наплавки (биметаллизации) внутренней поверхности стальных втулок с нагревом независимой осесимметричной электрической дугой были сравнены результаты расчета эффективной плотности теплового потока по двум выражениям: q = q0cos3φ и q = q0 ∙ e–k· r²п. Это сравнение показало, что для расчетов температурных полей при наплавке внутренней поверхности стальных втулок (заготовок) металлическими сплавами с нагревом независимой осесимметричной дугой можно использовать аналитическую экспоненциальную форму представления теплового источника.

Обсуждение и заключение. Моделирование тепловых процессов центробежной биметаллизации с применением упрощенных схем равномерного распределения теплового потока q = const на всей свободной поверхности наплавляемого слоя, что имитирует распространение тепла электрической дуги, требует введения корректирующих коэффициентов и проведения серии экспериментов для их определения. В этом случае в описании теплового процесса в модели тепловых процессов высока доля экспериментальных данных и корректирующих коэффициентов. Поэтому для исключения большей части экспериментальных составляющих при моделировании теплового источника и распределения теплового потока процесса наплавки (биметаллизации) внутренней поверхности стальных втулок с нагревом независимой осесимметричной электрической дугой автором в данной работе предложено аналитическое решение для расчета эффективной плотности теплового потока в виде экспоненциальной функции, которая позволяет определить коэффициент сосредоточенности тепла независимой осесимметричной электрической дуги в процессе наплавки, который необходим для повышения точности расчета температурного поля биметаллизируемой втулки и улучшения контроля температуры тепловых параметров технологического процесса.

В исследовании изучены мощностные и экономические показатели дизельного двигателя. Показано, что работа на этаноле и рапсовом масле изменяет параметры сгорания. Увеличение периода задержки воспламенения влияет на стабильность процесса. Предложено использование пилотного (рапсового) масла для решения выявленных проблем. Результаты подтвердили возможность замены нефтяного топлива альтернативными источниками энергии.

91-98 111
Аннотация

Введение. Современные исследования, направленные на снижение выбросов вредных веществ, образующихся в результате работы дизельных двигателей с использованием альтернативного топлива, подчеркивают их значимость и актуальность. Эта тема приобретает всё большую важность в контексте глобальных экологических изменений. Разработка и внедрение альтернативных источников энергии не только способствуют улучшению качества воздуха, но и помогают уменьшить зависимость от ископаемых топлив. Поэтому важно продолжать инвестировать в научные исследования и новые технологии, которые позволят добиться более чистого и эффективного использования ресурсов. На сегодняшний день известно множество таких исследований, особенно теоретических, проведённых в европейских и азиатских странах. Однако практически отсутствуют экспериментальные работы, посвящённые полусферическим камерам сгорания российских дизельных двигателей, у которых частота вращения, степень сжатия и другие конструктивные параметры существенно отличаются от аналогичных характеристик, описанных в известных исследованиях. Кроме того, нет практически никаких экспериментов, посвящённых процессу сгорания российских дизельных двигателей с неразделённой полусферической камерой сгорания в поршне, что обуславливает сложность процесса объемно-плёночного смесеобразования.

Целью работы является экспериментальное исследование мощностных и экономических показателей, параметров процесса сгорания дизельного двигателя с неразделённой полусферической камерой сгорания в поршне, работающего на этаноле и рапсовом масле (РМ). Исследование направлено на установление зависимостей, показывающих влияние различных режимов работы двигателя на указанные показатели, с целью определения их числовых характеристик.

Материалы и методы. Запуск дизельного двигателя осуществлялся на рапсовом масле, после чего включалась подача этанола, который заменял рапсовое масло до достижения установленного оптимального значения. Увеличение рабочего нагрузочного режима обеспечивалось регулированием подачи этанола. Для подачи рапсового масла был установлен дополнительный топливный насос высокого давления (ТНВД) 2УТНМ, а подача этанола производилась через стандартную систему топливоподачи.

Результаты исследования. Показатели процесса сгорания дизельного двигателя, работающего на этаноле и рапсовом масле, заметно отличаются от таковых у двигателя, функционирующего на дизельном топливе. При работе на этаноле и рапсовом масле наблюдается увеличение периода задержки воспламенения, что влияет на «жесткость» процесса сгорания и приводит к повышению значений величины Pz. Эти факторы, скорее всего, являются основными ограничениями для использования этанола посредством непосредственного впрыска. Одним из решений данной проблемы, предложенным в настоящей работе, является использование запального (пилотного) рапсового масла, которое позволяет корректировать параметры процесса сгорания, регулируя величину подачи запального топлива.

Обсуждение и заключение. Результаты проведенного экспериментального исследования подтверждают возможность полного замещения нефтяного моторного топлива в дизельном двигателе с неразделенной полусферической камерой сгорания в поршне альтернативным (возобновляемым) топливом, что, несомненно, решает важные вопросы экологической безопасности дизельных двигателей. Результаты исследования могут быть полезны как ученым, занимающимся данной темой, так и инженерно-техническим работникам машиностроительной отрасли.

Изучались температурные характеристики в процессе обработки электролитической струей. Разработано уравнение теплового баланса, описывающее распределение тепла в системе. Обнаружены значительные вариации температур в зависимости от расхода электролита и напряжения. Результаты могут быть использованы для оптимизации технологии электролитно-плазменной обработки в различных отраслях.

99-111 124
Аннотация

Введение. Электролитно-плазменные технологии, применяемые для размерной и финишной обработки металлических поверхностей, привлекают внимание благодаря их высокой эффективности и точности. Ключевым фактором, определяющим качество обработки, является температура электролитно-плазменного разряда (ЭПР), влияющая на ионизацию электролита и свойства поверхности. Недостаток комплексных исследований температурных характеристик струйного ЭПР ограничивает оптимизацию процессов. Цель данного исследования — определить распределение температур и тепловых потоков в системе «струйный электролитический катод — металлический анод» при различных условиях обработки.

Материалы и методы. Исследования проводились с использованием струи электролита диаметром 3 мм с массовой скоростью потока 0,25–3,75 г/с при напряжении 20–500 В. В качестве анода применялись стали ХВГ и 08Х18Н9Т, электролиты — водные растворы NaCl, (NH4)2SO4, C6H8O7 с концентрацией 4–50 г/л. Температура измерялась хромель-алюмелевой термопарой, инфракрасным пирометром и тепловизором.

Результаты исследования. Разработано уравнение теплового баланса, описывающее распределение тепла между металлическим анодом (МА), струйным катодом, электролитом, паром и излучением. Анализ вольт-амперных характеристик (ВАХ) показал рост тока при низких расходах электролита (0,75–1,2 г/с) с последующим снижением при 300–500 В и параболическую зависимость с максимумом 2,6 А при расходе 2,37 г/с. Максимальная температура МА достигала 100 °С (NaCl, 4–35 г/л) и снижалась до 82 °С при 150 г/л, а полого катода — 158 °С при начальной температуре электролита 90 °С. Температура пара варьировалась от 67,3 (высокие расходы) до 87,5 °С (низкие расходы). Убыль электролита на испарение достигала 5,8 г при 300–340 В. Температура на периферии анода была на 15–20 % выше, чем в центре.

Обсуждение и заключение. В процессе формирования электрического разряда (ЭР) в приповерхностном электролитно-плазменном слое выделяется теплота за счет множества микроразрядов, возникающих из-за высокой напряженности электрического поля на вершинах микронеровностей, границах зерен, дислокациях, отдельных атомах, а также на отрицательно заряженных поверхностях, таких как жировые отложения или окисленные участки. Основным источником теплового потока является тепло, выделяемое по закону Джоуля-Ленца. До напряжения 260 В дополнительный вклад вносит экзотермическая реакция окисления углерода в стали. Сформированное тепло неравномерно распределяется между электролитом, МА, полым катодом, паром и излучением. Наибольшее тепловыделение наблюдается в зоне формирования ЭР в виде эллипсоида, где фиксируются максимальные температуры МА (до 100 °C), полого катода (до 158 °C) и пара (до 87,5 °C). Полученные данные и уравнение теплового баланса создают основу для оптимизации струйного электролитно-плазменного полирования в машиностроении, медицине и микроэлектронике.

В статье представлен новый метод контроля надежности технических систем. Исследование выявляет энтропию как ключевой фактор оценивания причин отказов машин. Результаты анализа подтверждают, что поведение машин может быть детерминировано расчетом. Определены влияния конструктивных особенностей на вероятность безотказной работы. Метод предлагает количественные и качественные связи между конструкцией и отказами деталей.

112-119 102
Аннотация

Введение. При конструировании на этапе проведения расчетов закладывается большой запас прочности деталей и узлов, что не исключает преждевременные отказы, имеющие случайный характер. Последствиями таких отказов являются не только экономические потери, но и угрозы безопасности людям и окружающей среде. В современной литературе недостаточно освещена тема оценки надежности машин, рассматриваемых как сложные вероятностные системы, учитывающие не только динамические параметры при эксплуатации, но и технологические процессы изготовления составных деталей системы. Поэтому для обеспечения целенаправленного управления надежностью машин, как сложных технических систем, необходимо применять принципы кибернетики. Цель данной работы — исследование метода контроля надежности технических систем путем выявления энтропии причин их отказов.

Материалы и методы. Материалами для исследования послужили статистические данные отказов деталей машин, полученные путем многолетнего наблюдения за работоспособным состоянием базовых деталей подъемнотранспортных, дорожных и строительных машин. В работе применялась математическая статистика и теория вероятностей — параметрический метод оценивания надежности по упрощенному подходу, предполагающему детерминированное поведение машины как системы с заранее определенным функционированием, не зависящим от внешних обстоятельств. Значение запаса прочности принято на уровне больше единицы.

Результаты исследования. Определена степень влияния неопределенности исходных значений процесса эксплуатации, конструктивных особенностей, технологии изготовления деталей машин и возникающих в них неисправностей на итоговую вероятность безотказной работы и надежность машин.

Обсуждение и заключение. Анализ теории проверочных расчетов машин подтвердил соответствие полученных результатов нормативным требованиям. Проведенные исследования доказывают, что машины являются детерминированными системами, поведение которых заранее определяется расчетом. Поэтому можно утверждать, что разработанный метод контроля надежности технических систем, основанный на выявлении энтропии причин отказов, позволит устанавливать количественную и качественную взаимосвязь между конструкцией, материалом, размером, технологией изготовления деталей машин и отказами, возникающими в них.

ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Представлено исследование применения алгоритмов машинного обучения для прогнозирования сроков доставки в логистике. Метод деревьев решений обеспечил высокую точность предсказаний с коэффициентом детерминации 0,986 и оказался наименее ресурсоемким. Применение предложенного алгоритма позволит малым и средним предприятиям оптимизировать свои логистические операции при минимальных затратах вычислительных ресурсов. Полученные результаты открывают новые возможности для улучшения управления цепями поставок с использованием простых моделей машинного обучения.

120-128 102
Аннотация

Введение. Развитие торговли требует внедрения технологий искусственного интеллекта и машинного обучения для повышения точности прогнозов доставки. Опубликованные на сегодня научные изыскания в этой области представляются недостаточными по двум причинам. Первая: рассматриваются главным образом глобальные цепи поставок, хотя вопрос актуален и для локальных бизнесов. Вторая: прогнозирование, как правило, требует больших объемов данных для машинного обучения и значительных вычислительных ресурсов, недоступных основной массе компаний. Представленное исследование призвано восполнить эти пробелы и показать эффективность использования открытых, доступных данных и известных алгоритмов. Цель работы — описать схему обоснованного выбора наименее ресурсоемкой модели прогнозирования доставки на основе анализа алгоритмов машинного обучения.

Материалы и методы. Использовался набор открытых данных DataCo Smart supply chain for big data analysis о поставках в онлайн-торговле. Для обработки и анализа информации задействовали методы очистки данных, устранения мультиколлинеарности, нормализации и кодирования категориальных признаков. С очищенными данными работали алгоритмы: Decision tree, Random forest, K-nearest neighbors, Naive Bayes, Linear discriminant analysis, XGBoost, CatBoost, LightGBM, AdaBoost и Perceptron.

Результаты исследования. Базовым алгоритмом для модели прогнозирования доставки стал алгоритм дерева решений (Decision Tree). Этот выбор обусловлен высокой точностью, простотой использования и низким риском переобучения. Оценка модели показала высокий и близкий к единице коэффициент детерминации (0,986). При этом фиксируются низкие значения среднеквадратичной ошибки (0,0367) и средней абсолютной ошибки (0,0324). Модель показала удовлетворительные результаты по времени, затраченному на обучение (3,3087 с) и на прогнозирование (0,0051 с). Фактические и предсказанные значения почти идеально совпали. Отклонения от фактических значений оказались минимальными.

Обсуждение и заключение. Предложенная модель эффективна и обладает высокой предсказательной способностью. Качественное прогнозирование сроков доставки товара возможно без привлечения обширных баз данных и мощных вычислительных ресурсов. Исследование открывает перспективу качественной организации логистических операций для средних и малых предприятий. В дальнейших изысканиях целесообразно интегрировать в модель данные о погоде, дорожной ситуации и другие показатели. Использование такой информации в режиме реального времени повысит адаптивность и точность прогнозирования.

 

В работе выполнены модельные расчеты электронной структуры соединений La2Zr2O7 и Nd2Zr2O7. Получены плотности электронных состояний и рассчитаны оптические характеристики соединений. Обнаружены высокие коэффициенты поглощения в широком диапазоне энергий. Результаты позволяют объяснить особенности экспериментальных рентгеновских спектров. Исследование открывает новые перспективы в материаловедении и оптике.

129-141 103
Аннотация

Введение. Соединения с лантаном и неодимом (La2Zr2O7 и Nd2Zr2O7) обладают низкой теплопроводностью, высокой диэлектрической проницаемостью и температурой плавления, стабильностью и устойчивостью к дефектам. Их можно применять для теплоизоляции металлических компонентов в турбинах и воздушных двигателях. Кроме того, указанные соединения широко исследуются с точки зрения развития материаловедения, особенно при совершенствовании лазерной техники и оптики. Однако физические свойства La2Zr2O7 и Nd2Zr2O7 недостаточно экспериментально изучены. Этот пробел призвано восполнить представленное исследование. Цель работы — модельные расчеты электронной структуры и оптических свойств La2Zr2O7 и Nd2Zr2O7.

Материалы и методы. На основе модельных расчетов в рамках теории функционала плотности исследована электронно-энергетическая структура пироцирконатов La2Zr2O7 и Nd2Zr2O7, содержащих Zr и имеющих кристаллическую структуру пирохлора. В расчетах использовались взятые из литературы параметры кристаллической решетки La2Zr2O7. Из-за отсутствия экспериментальных данных параметры для Nd2Zr2O7 рассчитывались через минимизацию сил, действующих на атомы соединения. Применяется комбинированный обменно-корреляционный потенциал, учитывающий сильные взаимодействия d- и f-электронов атомов La и Nd с поправкой в форме модифицированного метапотенциала Беке-Джонсона. Для расчетов использовался пакет программ Wien2K.

Результаты исследования. Получены плотности электронных состояний всех атомов исследованных соединений. Сравниваются рассчитанные плотности валентных электронных состояний соединений с экспериментальными рентгеновскими фотоэлектронными спектрами. При нулевой энергии рассчитаны значения оптических характеристик La2Zr2O7 и Nd2Zr2O7. Во-первых, это диэлектрическая проницаемость: для La2Zr2O7 — 8,4334, для Nd2Zr2O7 — 8,501. Во-вторых, преломление: для La2Zr2O7 — 2,904, для Nd2Zr2O7 — 2,916. В-третьих, отражение: для La2Zr2O7 — 23,786 %, для Nd2Zr2O7 — 23,935 %. Высокий оптический коэффициент поглощения (˃105 см–1) фиксируется в областях: от 5 до 14 эВ, от 14 до 28 эВ и от 28 до 40 эВ. Пиковые значения экстинкции приходятся на области от 5 до 13 эВ, от 14 до 28 эВ и от 28 до 40 эВ. Кристаллы La2Zr2O7 и Nd2Zr2O7 могут поглощать фотоны в широком диапазоне энергий (4–10 эВ).

Обсуждение и заключение. Исследование дополнило представления о свойствах La2Zr2O7 и Nd2Zr2O7 новыми экспериментальными данными. Рассчитаны плотности электронных состояний и оптические спектры соединений La2Zr2O7 и Nd2Zr2O7. Это позволило объяснить особенности экспериментальных рентгеновских фотоэлектронных спектров соединений. В приближении модифицированного потенциала Беке-Джонсона получены значения ширин запрещенных полос соединений, соответствующие экспериментальным. Исследование относится к фундаментальным и может открыть перспективы создания более эффективных, надежных и функциональных материалов, лазерных и оптических устройств.

Разработан метод прогнозирования динамики подводного робототехнического комплекса. Представлена система цифрового двойника, интегрирующая сенсорные данные с математическим моделированием. Проведены эксперименты, подтверждающие высокую точность и устойчивость модели в условиях неопределенности. Визуализация в Unity улучшает взаимодействие с системой и позволяет проводить сравнительный анализ. Результаты показывают перспективность применения цифровых двойников для автономных систем в сложных средах.

142-151 102
Аннотация

Введение. Управление подводными робототехническими комплексами (ПРТК) осложняется такими факторами, как инерционность, стохастические возмущения и недостаток навигационной инфраструктуры. Существующие подходы к моделированию и прогнозированию поведения ПРТК известны слабой или отсутствующей интеграцией данных с реальных сенсоров в режиме реального времени. Устранив указанный пробел в комплексных решениях, можно объединить физические модели, цифровые двойники и визуализацию. Перспективный инструмент для преодоления названных выше ограничений — цифровой двойник (англ. digital twin, DT), обеспечивающий точную цифровую репрезентацию объекта через интеграцию данных от физических сенсоров и математических моделей. Цель представленного исследования — разработка метода прогнозирования динамики ПРТК с использованием цифрового двойника для повышения эффективности автономного управления.

Материалы и методы. Основа исследования — разработка математической модели движения подводного робототехнического комплекса. Она включает дифференциальную кинематику, моделирование сопротивления среды и динамики поворота. Для сбора и обработки данных использовались сенсоры: инкрементальные энкодеры, трехосевой акселерометр и гироскоп. Для управления движением по каждой оси задействовали пропорционально-интегрально дифференцирующий (ПИД) регулятор. Для визуализации и проверки модели применялась игровая среда «Юнити» (Unity). В ней создали модуль цифрового двойника с возможностью отображения состояния системы в реальном времени. В качестве программного обеспечения использовалась платформа «Ардуино Ай-ди-и» (Arduino IDE) для низкоуровневого программирования, а также «Матлаб» (Matlab) и «Питон» (Python) для анализа данных и построения графиков.

Результаты исследования. Для верификации модели проводились эксперименты на физическом макете. Их сопоставили с симуляцией поведения объекта в виртуальной среде. Представлены графики расхождений между физическими и симулированными траекториями. Рассчитаны статистические метрики, характеризующие точность цифрового двойника. Максимальное отклонение по координатам не превышает 5,3 мм, среднее угловое отклонение составило 3,5°. Это подтверждает достоверность и практическую применимость предложенной модели при автономном управлении робототехническим комплексом. Установлено также, что средняя ошибка по X — 3,11 мм, по Y — 2,92 мм. Средняя ошибка угла Z — 1,8°. Время реакции — менее 10 мс. Устойчивость цифрового двойника к незначительным флуктуациям в данных обеспечивается благодаря сглаживанию входных данных, стабильностью системного регулятора и адаптации модели к калибровочным значениям на старте каждого цикла.

Обсуждение и заключение. Цифровые двойники подходят для прогностического управления и наблюдения за объектом в условиях неопределенности. Предложенный подход целесообразно масштабировать для различных типов робототехнических систем, функционирующих в агрессивных и слабо предсказуемых средах. Дальнейшие исследования в этом направлении могут быть связаны с внедрением адаптивных и нейросетевых методов управления.

Предложены новые достаточные условия существования Н – управления для непрерывных нелинейных систем, линейных по управлению и возмущению. Предложенный метод основан на минимаксном подходе и принципе расширения.  Разработан алгоритм, упрощающий процедуру синтеза Н – регуляторов, на основе приближенной замены нелинейной системы более простой системой, похожей по структуре на линейную. Результаты исследования открывают новые возможности решения различных задач управления, например, задач стабилизации летательных аппаратов разных классов при наличии внешних воздействий. 

152-164 97
Аннотация

Введение. Задачи и методы нахождения Н – управления являются основой современной теории управления и активно используются для разработки робастных регуляторов, особенно в системах управления летательными аппаратами под ограниченными внешними воздействиями. Эти методы позволяют адаптировать системы управления к изменяющимся условиям окружающей среды, что критически важно для обеспечения надежности и безопасности работы летательных аппаратов. Текущие исследования направлены на усовершенствование подходов к синтезу регуляторов, охватывающих как линейные, так и нелинейные динамические системы. В этом контексте особое внимание уделяется интеграции новых математических методов, таких как линейные матричные неравенства и частотный анализ, что позволяет оптимизировать отклик системы на различные внешние воздействия и гарантировать защиту от непредвиденных условий. Важно отметить, что, несмотря на достигнутые успехи в данной области, остаются нерешенными значительные проблемы, касающиеся анализа и синтеза регуляторов для нелинейных систем. Это создает необходимость в дальнейших исследованиях и разработках в этой перспективной области. В данной работе с целью заполнения существующего пробела сформулированы и доказаны достаточные условия существования управления для одного из часто встречающихся классов нелинейных систем, которые затем будут использоваться в качестве теоретического обоснования для разработки приближенных алгоритмов его нахождения.

Материалы и методы. В качестве основного инструмента исследования используются методы синтеза Н – управления, основанные на минимаксном подходе, заключающемся в нахождении закона управления в условиях наихудшего внешнего воздействия. В этом контексте предлагается доказать достаточные условия существования управления, используя принцип расширения. Однако из-за вычислительных трудностей, которые могут возникнуть при применении этих условий, было решено упростить исходную постановку задачи. Процесс упрощения осуществлялся путем приближенной замены нелинейной системы на другую нелинейную систему, которая по своей структуре схожа с линейной, с помощью процедуры факторизации. Такой подход позволяет применять решение уравнения Риккати, коэффициенты которого зависят от вектора состояния, для синтеза регуляторов. Для решения модельных примеров и прикладных задач был разработан программный комплекс с использованием математического пакета MATLAB.

Результаты исследования. В статье решена проблема синтеза Н – управления состоянием нелинейных непрерывных динамических систем, линейных по управлению и возмущению; сформулированы и на основе принципа расширения доказаны достаточные условия существования Н – управления. Предложен приближенный метод, позволяющий решать задачу нахождения законов управления для динамических систем, нелинейных по состоянию, аналогичный методам, применяемым для линейных систем. Найдены аналитические решения двух модельных примеров, которые проиллюстрированы графиками переходных процессов для демонстрации результатов численного моделирования рассмотренных нелинейных динамических систем в присутствии внешних воздействий.

Обсуждение и заключение. Предложенный приближенный алгоритм синтеза регуляторов по состоянию и выходу гарантирует необходимое качество переходных процессов и асимптотическую устойчивость замкнутых нелинейных систем управления. Это значительно расширяет класс динамических систем, для которых возможно синтезирование регуляторов, способных противостоять различным внешним воздействиям. Методы, изложенные в данной работе, могут быть эффективно применены для решения множества задач управления, включая проектирование автопилотов и автоматических навигационных систем для летательных аппаратов, даже в условиях ограниченного воздействия извне.

Объявления

Еще объявления...


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.